Слова Александра Дуропа
«Кончен, кончен дальний путь,
Вижу край родимый!
Сладко будет отдохнуть
Мне с подружкой милой!
Долго в грусти ждет она
Казака младого.
Вот забрезжила луна
С неба голубого!
И веселый Дон течет
Тихою струею;
В нетерпенье конь мой ржет,
Чуя под собою
Пажити родных брегов,
Где в счастливой доле
Средь знакомых табунов
Он гулял на воле.
«Верный конь, скачи скорей,
И как вихорь мчися;
Лишь пред хатою моей
Ты остановися!» -
Так спешил казак домой,
Понукал гнедого;
Борзый конь летит стрелой
До дому родного.
Вот приближился донец
К своему селенью:
«Стой, товарищ, стой! – конец
Нашему стремленью!»
Видит он невесты дом,
Входит к ней в светлицу,
И объяту сладким сном
Будит он девицу.
«Встань, коханочка моя!
Нежно улыбнися,
Обними скорей меня
И к груди прижмися!
На полях страны чужой
Я дышал тобою;
Для тебя я в край родной
Возвращен судьбою!»
Что же милая его?..
Пробудилась, встала
И, взглянувши на него
В страхе задрожала.
«Наяву или во сне
Зрю тебя, мой милый!..
Ах, недаром же во мне
Сердце приуныло!
Долго я тебя ждала
И страдала в скуке;
Сколько слез я пролила
В горестной разлуке!
И, отчаясь зреть тебя,
Быть твоей женою,
Отдалась другому я
С клятвой роковою».
- «Так, так бог с тобой!» - сказал
Молодец удалый,
И – к воротам, где стоял
Конь его усталый.
«Ну, сопутник верный мой? –
Он сказал уныло. –
Нет тебе травы родной,
Нет мне в свете милой!»
С словом сим он на гнедка,
Шевельнул уздою,
Тронул шпорой под бока:
Быстрый конь стрелою
Полетел в обратный путь
От села родного.
Но тоска терзала грудь
Казака младого.
Он в последний раз взглянул
В сторону родиму
И невольно воздохнул,
Скрылся в даль незриму.
Что и родина, коль нет
Ни друзей, ни милой? –
Ах! тогда нам целый свет
Кажется могилой!
<1818>
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).
Стихотворная баллада Александра Дуропа опубликована в 1818 году. С 1830-х стала входить в сборники солдатских и казачьих песен, а вскоре появилась в фольклорных записях как народная казачья песня "Ой, при лужку, при лужку" (существуют ее русские и украинские версии на разные мелодии, там же см. ноты). При этом финал в фольклорной версии изменился на положительный: девица в казачьей песне (и в русской, и в украинской) дождалась парня.
Александр Х. Дуроп (1796 - после 1847)
Кончен, кончен дальний путь,
Вижу край родимый.
Сладко будет отдохнуть
Мне с подружкой милой.
Долго в грусти ждет она
Казака младого;
Вот забрезжила луна
С неба голубого.
И веселый Дон течет
Тихою струею,
С нетерпеньем конь мой ржет,
Чует под собою
Он траву родных брегов,
Где в счастливой доле,
Средь знакомых табунов
Он гулял на воле.
«Верный конь, скачи скорей,
И как вихорь мчися;
Лишь пред хатою моей
Ты остановися».
Так казак спешил домой,
Понукал гнедого;
Борзый конь летит стрелой
До дому родного...
Вот приближился донец
К своему селенью, -
«Стой, товарищ, стой, конец
Нашему стремленью».
Видит он невестин дом,
Входит он в светлицу,
И объяту сладким сном
Будит он девицу:
«Встань, коханочка моя,
Встань-ка, улыбнися,
Поцелуй скорей меня,
И к груди прижмися.
На полях страны чужой
Я дышал тобою,
Для тебя, верно, одной
Сохранен судьбою».
Что же милая его?
Пробудилась, встала
И взглянувши на него
В страхе задрожала.
«На яву или во сне
Зрю тебя, мой милый?
Ах! Не даром же во мне
Сердце приуныло.
Долго я тебя ждала
И страдала в скуке,
Сколько слез я пролила
В горестной разлуке!
И отчаясь зреть тебя,
Быть твоей женою,
Отдалась другому я
С клятвой роковою».
«Ну, так бог с тобой», - сказал
Молодец удалый,
И – к воротам, где стоял
Конь его усталый.
«Ну, сопутник верный мой, –
Он сказал уныло, –
Нет травы тебе родной,
Нет мне в свете милой».
Словом - сел он на гнедка,
Шевельнул уздою,
Дал он шпоры под бока,
Быстрый конь - стрелою...
Полетел в обратный путь
От села родного;
Но тоска терзала грудь
Казака младого.
Он последний раз взглянул
На страну родиму,
И, невольно воздохнув,
Скрылся в даль незриму.
Что и родина, коль нет
Ни друзей, ни милой,
Ах, тогда нам целый свет
Кажется могилой!
Бирюков Ю. Е. Казачьи песни. М.: "Современная музыка", 2004. - авторы не указаны