Раз полуночной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.
Фуражечка небекрене,
Весь мундир в пыли,
Пистолеты при кобуре,
Сабля до земли.
Шевельнул казак уздою,
Шпорой прикольнул,
И помчался конь стрелою,
К Саше завернул.
«Ночь становится темнее,
Скрылася луна.
Выйди, Сашенька, скорее,
Напои коня».
«Я коня твово боюся,
Страшно подойти,
Страшно выйти мне из дому,
Коню дать воды».
«Ты коня мово не бойся,
Он всегда со мной,
Он спасал меня от смерти
Для тебя одной».
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952
Народная версия песни А. Верстовского "Казак" (1829) на основе одноименного лицейского стихотворения Пушкина (1814, см. в конце страницы). Пушкинский текст в народной среде подвергся коренной переработке.
Из кн.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005:
Два ранних лицейских стихотворения Пушкина стали народными песнями: «Казак» и «Романс» («Под вечер, осенью ненастной…») Стихотворение «Казак» имело в рукописи подзаголовок «Подражание малороссийскому». Таким образцом для подражания была для пятнадцатилетнего поэта популярная украинская песня «Ехал казак за Дунай». В это же время большим успехом на петербургской сцене пользовался водевиль А. А. Шаховского «Казак-стихотворец», в котором исполнялось много украинских песен, что тоже могло оказать влияние на лицеиста-стихотворца. Музыку к пушкинскому «Казаку» написал в 1829 году А. Н. Верстовский, который к тому времени уже был автором самых популярных песен и романсов на стихи Пушкина «Черная шаль», «Старый муж, грозный муж…», «Ворон к ворону летит…». Позже «Казака» записывали уже как народную песню. В устном бытовании ее текст был значительно сокращен, опущен конец об измене.
АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Казак
А. Пушкин
Раз полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.
Черна шапка небекрене,
Весь жупан в пыли.
Пистолеты при колене,
Сабля до земли.
Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал;
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
Вот пред ним две-три избушки,
Выломан забор;
Здесь – дорога к деревушке,
Там – в дремучий бор.
«Не найду в лесу девицы, -
Думал хват Денис: -
Уж красавицы в светлицы
На ночь убрались».
Шевельнул донец уздою,
Шпорой прикольнул,
И помчался конь стрелою,
К избам завернул.
В облаках луна сребрила
Дальни небеса;
Под окном сидит уныла
Девица-краса.
Храбрый видит красну деву;
Сердце бьется в нем,
Конь тихонько к леву, к леву –
Вот уж под окном.
«Ночь становится темнее,
Скрылася луна.
Выдь, коханочка, скорее,
Напои коня».
«Нет! к мужчине молодому
Страшно подойти,
Страшно выйти мне из дому,
Коню дать воды».
«Ах! небось, девица красна,
С милым подружись!» -
«Ночь красавицам опасна». -
«Радость! не страшись!
Верь, коханочка, пустое;
Ложный страх отбрось!
Тратишь время золотое;
Милая, небось!
Сядь на борзого; с тобою
В дальний еду край;
Будешь счастлива со мною:
С другом всюду рай».
Что же девица? Склонилась,
Победила страх,
Робко ехать согласилась.
Счастлив стал казак.
Поскакали, полетели,
Дружку друг любил;
Был ей верен две недели,
В третью изменил.
1814
«Российский музеум», 1815 г., март
А. С. Пушкин. Гослитиздат, 1949
Бирюков Ю. Е. Казачьи песни. М.: "Современная музыка", 2004. - авторы текста и мелодии не указаны, а потому нет уверенности, что именно эти ноты - мелодия Верстовского.